П'ятниця, 19.04.2024, 06:17
Гость

Мішатронік

Мобільна версія | Додати у вибране  | Мій профіль | Вихід | RSS |
Меню сайту
Наше опитування
Чи знайома вам така технологія, як Flutter?
Всього відповідей: 0
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Декартово дерево (Treap)

А. Климовский

 

Скорее всего, каждый встречался с задачей, которая легко решается написанием сбалансированного дерева поиска. Хотя чаще всего на олимпиадах такие задачи имеют более простое в реализации решение, всегда не хочется его придумать. Поэтому рассмотрим задачу: реализовать бинарное дерево поиска с высотой порядка logN. Из подобных деревьев декартово имеет одну из самых простых реализаций.

Идея следующая: для каждой вершины, кроме его ключа (key), заведем еще служебное поле приоритета (priority), значение которого будет постоянно на всем времени жизни вершины. Значение же будем присваивать случайное. Суть его в том, что в нашем дереве будем поддерживать два свойства: по ключу оно является деревом поиска, а по приоритету кучей. На мой взгляд, проще всего это понять, если нарисовать на плоскости точки с координатами (v.keyv.priority). Тогда соединив эти точки, как в дереве, мы получим на плоскости привычный рисунок коневого дерева  (рис. 1).

Приступим к реализации основных процедур и функций.

Начнем с описания типа.

 

 

Type

 

PEl = ^TEl;

 

TEl = record

 

   Key : TKey;

 

   Y : integer;

 

   L,R PEl;

 

end;

 

Инициализация дерева:

 

//Без комментариев

 

procedure Init(var root : PEl);

 

begin

 

   root := nil;

 

end;

 

 

 

Добавление элемента. Алгоритм следующий: найдем то поддерево, у которого он будет корнем. Процедурой Split разделим это поддерево в соответствии с ключом нового корня и сразу же подвесим все, куда необходимо. Код лучше читать снизу вверх.

 

 

 

//Процедура Split разбирает все дерево с корнем в pt

 

//в соответствии с ключом key и вешает к pR и pL

 

procedure Split(pt : PEl; key : TKey; var pL, pR : PEl);

 

begin

 

if pt = nil then

 

   begin

 

   //разбор пустого дерева

 

   pL := nil;

 

   pR := nil;

 

   end

 

else

 

   //Здесь смотрится, куда отнести корень и соответственно   вызывается

 

   //опять процедура Split

 

   if pt^.key < key then

 

      begin

 

      pL := pt;

 

      Split(pL^.R, key, pL^.R, pR);

 

      end

 

   else

 

      begin

 

      pR := pt;

 

      Split(pR^.L, key, pL, pR^.L);

 

      end;

 

end;

 

 

 

procedure Add1(var p : PEl; var np : PEl);

 

//p – ссылка на корень поддерева, к которому идет добавление

 

//np – ссылка на новый элемент

 

begin

 

if p nil then

 

   //Добавление к пустому поддереву

 

   p := np

 

else

 

   if np^.y < p^.y then

 

   //Если приоритет корня еще больше приоритета новой вершины, идем

 

   //дальше по дереву

 

      if np^.key = p^.key then

 

         exit

 

      else

 

         if np^.key < p^.key then

 

            Add1(p^.L, np)

 

         else

 

            Add1(p^.R, np)

 

   else

 

      begin

 

      //Подвесим к новой вешнине все необходимое поддерево

 

      Split(p, np^.key, np^.L, np^.R);

 

      //И привесим эту вершину вместо поддерева

 

      p := np;

 

      end;

 

end;

 

 

 

procedure Add(var root : PEl; const a : TKey);

 

// root – корень дерева, a – значение нового ключа

 

var

 

np PEl;

 

begin

 

//Создание вершины

 

new(np);

 

np^.key := a;

 

np^.y := Random(maxRand);

 

np^.L := nil;

 

np^.R := nil;

 

//Вызов непосредственно процедуры добавления

 

Add1(root, np);

 

end;

 

//Функция возвращает указатель на искомый элемент или nil, если его нет

 

function Search(var p : PEl; const A : TKey) : PEl;

 

begin

 

if p = nil then

 

   result := nil

 

else

 

   if A = p^.key then

 

      result := P

 

   else

 

      if A < p^.key then

 

         result := Search(p^.L, A)

 

      else

 

         result := Search(p^.R, A)

 

end;

 

 

 

Процедура удаления находит этот элемент в дереве и удаляет его. Затем два его поддерева подвешиваются к ее родителю.

 

 

 

 

//Процедура подвешивает к p поддеревья pL и pR

 

procedure Merge(var p : PEl; pL, pR : PEl);

 

begin

 

//Елси одно из поддеревьев пусто, то подвешиваем другое

 

if pL = nil then

 

   p := pR

 

else

 

   if pR = nil then

 

      p := pL

 

   else

 

      // Смотрим по приоритету

 

      if pL^.y > pR^.y then

 

         begin

 

         p := pL;

 

         Merge(p^.R, p^.R, pR);

 

         end

 

      else

 

         begin

 

         p := pR;

 

         Merge(p^.L, pL, p^.L);

 

         end

 

end;

 

 

 

procedure Delete(var p : PEl; const A : TKey);

 

begin

 

if p = nil then

 

   Writeln('No such element')

 

else

 

   if A = p^.key then

 

      //Найден элемент

 

      Merge(p, p^.L, p^.R)

 

   //Поиск элемента

 

   else

 

      if A < p^.key then

 

         Delete(p^.L, A)

 

      else

 

         Delete(p^.R, A)

 

end;

 

 

Оценим теперь сложность работы операций. Они все выполняются за O(h), где h – высота дерева. В работе [1] доказывается, что в таком дереве можно считать, что h = O(logN).

[1] Raimund Seidel «Randomized Search Trees»

[2] Кормен, Лейзерсон, Ривест. «Алгоритмы: построение и анализ» (2-е издание на русском языке)

 

 

Форма входа
Пошук
Друзі сайту
Календар
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Єдина Країна! Единая Страна!