Методы передачи данных GET и POSTЗадумаемся на минуту, что же происходит, когда мы набираем в браузере строку somestring и нажимаем <Enter>. Браузер посылает серверу запрос somestring? Нет, конечно. Все немного сложнее. Он анализирует строку, выделяет из нее имя сервера и порт (а также имя протокола, но нам это сейчас не интересно), устанавливает соединение с Web-сервером по адресу сервер:порт и посылает ему что-то вроде следующего: GET somestring HTTP/1.0\n
Здесь \n означает символ перевода строки, а \n\n — два обязательных символа новой строки, которые являются маркером окончания запроса (точнее, окончания заголовков запроса). Пока мы не пошлем этот маркер, сервер не будет обрабатывать наш запрос. Как видим, после GET-строки могут следовать и другие строки с информацией, разделенные символом перевода строки. Их обычно формирует браузер. Такие строки называются заголовками (headers), и их может быть сколько угодно. Протокол HTTP как раз и задает правила формирования и интерпретации этих заголовков. Вот мы и начинаем знакомство с протоколом HTTP. Как видите, он представляет собой ни что иное, как просто набор заголовков, которыми обмениваются сервер и браузер, и еще пару соглашений насчет метода POST, которые мы вскоре рассмотрим. Переменные окружения представляют собой именованные значения параметров, которые операционная система (точнее, процесс-родитель) передает запущенной программе. Программа может с помощью специальных функций получить значение любой установленной переменной окружения, указав ее имя. Именно так и должен поступать CGI-сценарий, когда захочет узнать значение того или иного заголовка запроса. К сожалению, набор передаваемых сценарию заголовков ограничен стандартами, и некоторые заголовки нельзя получить из сценария никаким способом (ему просто недоступна соответствующая переменная окружения). Такие случаи мы будем оговаривать особо. Ниже приводятся некоторые заголовки запросов с их описаниями, а также имена переменных окружения, которые использует сервер для передачи их CGI-сценарию. Метод запроса GET Формат запроса: >>> Переменные окружения: REQUEST_URI; в переменной QUERY_STRING сохраняется значение и параметры, в переменной REQUEST_METHOD — ключевое слово GET. Этот заголовок является обязательным (если только не применяется метод POST) и определяет адрес запрашиваемого документа на сервере. Также задаются параметры, которые пересылаются сценарию (если сценарию ничего не передается, или же это обычная статическая страница, то все символы после знака вопроса и сам знак опускаются). Вместо строки HTTP/1.0 может быть указан и другой протокол - например, HTTP/1.1. Именно его соглашения и будут учитываться сервером при обработке данных, поступивших от пользователя, и других заголовков. Строка Метод запроса POST Формат запроса: >>> Переменная окружения: REQUEST_URI; в переменной QUERY_STRING сохраняется значение и параметры, в переменной REQUEST_METHOD — слово POST. Настал момент рассмотреть метод POST. Приведем сразу практический пример метода запроса POST:
Сервер начнет обработку запроса, не дожидаясь передачи данных после маркера конца заголовков. Иными словами, сценарий запустится сразу же после отправки \n\n, а уж ждать или не ждать, пока придет строка Hello! длиной 6 байт - его дело. Последнее означает, что сервер никак не интерпретирует POST-данные (точно так же, как он не интерпретирует некоторые заголовки), а пересылает их непосредственно сценарию. Но как же сценарий узнает, когда данные кончаются, т. е. когда ему прекращать чтение информации, поступившей от браузера? В этом ему поможет переменная окружения Content-Length, и именно на нее следует ориентироваться. Зачем нужен метод POST? В основном для того, чтобы передавать большие объемы данных. Например, при загрузке файлов через Web или при обработке больших форм. Кроме того, метод POST часто используют для эстетических целей: дело в том, что при применении GET, как вы, наверное, уже заметили, URL сценария становится довольно длинным и неизящным. Переданные сценарию параметры не отображаются в окне браузера, POST-запрос оставляет URL без изменения. |