Иконки в трейбаре? Проще чем кажется!Во многих форумах с завидной систематичностью выплывают вопросы об иконках в трее и многие программеры с недовольством отвечают: "Это же так просто, почитай документацию". Да, действительно просто - но лучше все посмотреть на практике, в человеческом, так сказать, изложении. Эта статья как раз и предназначена для заполнения некоторого "информационного вакуума" сложившегося по данной теме и расскажет о некоторых приемах работы с треем в Delphi. ОпределенияИтак, tray - это область рабочего стола Explorer'а, которая находится в одном из углов экрана, "там где часы". Вся информация, которую можно "почерпнуть" из трея, представлена в виде возможно изменяющихся иконок, отражающих состояние программы, и всплывающих подсказок. К числу активных действий над иконкой в трее можно отнести щелчок левой кнопкой и вызов контекстного меню правой. С чего начатьДля операций с иконками трея используется только одна функция Windows - Shell_NotifyIconData, определение которой "звучит" следующим образом: function Shell_NotifyIcon (dwMessage: DWORD; lpData: PNotifyIconData): BOOL; stdcall; И в качестве параметров функция воспринимает:
Как видно, сам синтаксис функции не сказал нам ничего нового о том, как реализована работа с треем. Эта функция только изменяет состояние иконки в зависимости от значения параметра dwMessage - а это значит, что вся нужная нам информация находится в структуре TNotifyIconData. Давайте теперь рассмотрим ее более детально… Параметр - типCbSize - DWORD Описание параметров:
Tray в чистом видеА теперь приступим к собственно выводу иконки в трей. Для начала создадим форму, где все это разместим: type потом - кнопку TButton, в которой запишем: procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject); Небольшие пояснения. Во-первых, мы создаем постое окно с дескриптором H, которое будет реагировать на сообщения иконки. После этого очищаем предопределенную структуру Data типа TNotifyIconData, затем заполняем необходимые поля. Значение поля uFlags представляют собой уведомление системы о том, что ей надо использовать. Так, использование значения NIF_ICON уведомляет систему о том, что в поле hIcon присутствует непустое значение, которое надо вывести в виде иконки; использование значения NIF_TIP говорит о наличии текста всплывающей подсказки в поле szTip; значение NIF_MESSAGE - о том, что в поле Wnd присутствует дескриптор окна, которому передается управление при возникновении того или иного сообщения у иконки. После заполнения всех необходимых полей вызывается функция Shell_NotifyIcon со значением NIM_ADD - добавление иконки в трей. Теперь рассмотрим реакцию иконки на сообщения: procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); Как видно из текста, здесь в качестве реакции реализован простой вывод уведомления о нажатии левой кнопки мыши на иконке. Идентификатор WM_TRAYICON, используемый здесь, определен нами в модуле главной формы следующим образом: const WM_TRAYICON = WM_USER + 1; такое определение необходимо для того, чтобы сообщения системы не перекрывались. После того как мы убедились в наличии реакции и хотим закрыть приложение, нам надо удалить нашу иконку из трея, так как, если мы этого не сделаем, то она останется лежать там до следующей перегрузки Explorer'а. Удаление иконки реализуется таким кодом: procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject); Здесь нам даже не потребовалось никаких вмешательств в структуру data - мы просто вызвали Shell_NotifyIcon с необходимым параметром, как показано ниже: unit Unit1; interface uses const UWM_TRAYICON = WM_USER+1; var implementation procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject); procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject); end. ЗаключениеЭта небольшая заметка лишь слегка приоткрывает занавес над таким обширным полем для деятельности, как иконки в трейбаре. Вообще же в этой области создано немало чудных вещей - например, компоненты с возможностью анимации (как в Mail.ru агенте) и прочими наворотами. Кроме того, на иконку, как правило, навешивается меню по правой кнопке - для краткости примера здесь не показано, как это сделать, но, надеюсь, это и так ясно. |