Четвер, 21.11.2024, 16:00
Гость

Мішатронік

Мобільна версія | Додати у вибране  | Мій профіль | Вихід | RSS |
Меню сайту
Наше опитування
Хто ви?

Всього відповідей: 10
Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0


Иконки в трейбаре? Проще чем кажется!

Во многих форумах с завидной систематичностью выплывают вопросы об иконках в трее и многие программеры с недовольством отвечают: "Это же так просто, почитай документацию". Да, действительно просто - но лучше все посмотреть на практике, в человеческом, так сказать, изложении. Эта статья как раз и предназначена для заполнения некоторого "информационного вакуума" сложившегося по данной теме и расскажет о некоторых приемах работы с треем в Delphi.

Определения

Итак, tray - это область рабочего стола Explorer'а, которая находится в одном из углов экрана, "там где часы". Вся информация, которую можно "почерпнуть" из трея, представлена в виде возможно изменяющихся иконок, отражающих состояние программы, и всплывающих подсказок. К числу активных действий над иконкой в трее можно отнести щелчок левой кнопкой и вызов контекстного меню правой.

С чего начать

Для операций с иконками трея используется только одна функция Windows - Shell_NotifyIconData, определение которой "звучит" следующим образом:

function Shell_NotifyIcon (dwMessage: DWORD; lpData: PNotifyIconData): BOOL; stdcall;

И в качестве параметров функция воспринимает:

  • dwMessage - идентификатор сообщения, которое посылается иконке в трее. Может принимать значения NIM_ADD,NIM_DELETE,NIM_MODIFY;
  • lpData - указатель на структуру TNotifyIconData, в которой помещена информация о параметрах иконки;
  • возвращаемое значение - принимает true при успешном завершении операции или false в противном случае.

Как видно, сам синтаксис функции не сказал нам ничего нового о том, как реализована работа с треем. Эта функция только изменяет состояние иконки в зависимости от значения параметра dwMessage - а это значит, что вся нужная нам информация находится в структуре TNotifyIconData. Давайте теперь рассмотрим ее более детально…

Параметр - тип

CbSize  - DWORD 
Wnd - HWND 
UID - UINT 
UFlags - UINT 
UCallbackMessage - UINT 
Icon - HICON 
SzTip - Array [0..64] of AnsiChar

Описание параметров:

  • cbSize - как и одноименные параметры из других системных структур, задает размер структуры TnotifyIconData;
  • Wnd - идентификатор окна, которое будет реагировать на сообщения нашей иконки;
  • UID - идентификатор, по которому Wnd определяет нашу иконку;
  • UFlags - флаги, которые могут принимать значения NIF_ICON, NIF_MESSAGE, NIF_TIP;
  • Icon - идентификатор иконки, которая будет размещена в трее;
  • SzTip - строка всплывающей подсказки.

Tray в чистом виде

А теперь приступим к собственно выводу иконки в трей. Для начала создадим форму, где все это разместим:

type 
TForm1 = class (TForm) 
Button1: TButton; 
procedure Button1Click (Sender: TObject); 
procedure FormDestroy (Sender: TObject); 
private 
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); 
{Private declarations} 
public 
Data:TNotifyIconData; 
{Public declarations} 
end;

потом - кнопку TButton, в которой запишем:

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject); 
var H:THandle; 
begin 
H:=AllocateHWnd (TrayHandler); 
FillChar (S,SizeOf (S),#0); 
Data.cbSize:=SizeOf (S); 
Data.Wnd:=H; 
Data.uCallbackMessage:=WM_TRAYICON; 
Data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE; 
Data.hIcon:=Application.Icon.Handle; 
StrPCopy (data.szTip,Application.Title); 
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data); 
end;

Небольшие пояснения. Во-первых, мы создаем постое окно с дескриптором H, которое будет реагировать на сообщения иконки. После этого очищаем предопределенную структуру Data типа TNotifyIconData, затем заполняем необходимые поля. Значение поля uFlags представляют собой уведомление системы о том, что ей надо использовать. Так, использование значения NIF_ICON уведомляет систему о том, что в поле hIcon присутствует непустое значение, которое надо вывести в виде иконки; использование значения NIF_TIP говорит о наличии текста всплывающей подсказки в поле szTip; значение NIF_MESSAGE - о том, что в поле Wnd присутствует дескриптор окна, которому передается управление при возникновении того или иного сообщения у иконки.

После заполнения всех необходимых полей вызывается функция Shell_NotifyIcon со значением NIM_ADD - добавление иконки в трей.

Теперь рассмотрим реакцию иконки на сообщения:

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); 
begin 
if Message.Msg=WM_TRAYICON then 
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then 
begin 
ShowMessage ('Left Button Down'); 
end; 
end;

Как видно из текста, здесь в качестве реакции реализован простой вывод уведомления о нажатии левой кнопки мыши на иконке. Идентификатор WM_TRAYICON, используемый здесь, определен нами в модуле главной формы следующим образом:

const WM_TRAYICON = WM_USER + 1;

такое определение необходимо для того, чтобы сообщения системы не перекрывались.

После того как мы убедились в наличии реакции и хотим закрыть приложение, нам надо удалить нашу иконку из трея, так как, если мы этого не сделаем, то она останется лежать там до следующей перегрузки Explorer'а.

Удаление иконки реализуется таким кодом:

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject); 
begin 
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data); 
end;

Здесь нам даже не потребовалось никаких вмешательств в структуру data - мы просто вызвали Shell_NotifyIcon с необходимым параметром, как показано ниже:

unit Unit1;

interface

uses 
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, 
Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

const UWM_TRAYICON = WM_USER+1; 
const ID_TRAYICON = 1; 
type 
TForm1 = class (TForm) 
Button1: TButton; 
procedure Button1Click (Sender: TObject); 
procedure FormDestroy (Sender: TObject); 
private 
procedure TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); 
{Private declarations} 
public 
data:TNotifyIconData; 
{Public declarations} 
end;

var 
Form1: TForm1;

implementation 
Uses ShellApi; 
{$R *.dfm}

procedure TForm1.TrayDefaultHandler (var Message:TMessage); 
begin 
if Message.Msg=UWM_TRAYICON then 
if Message.LParam=WM_LBUTTONDOWN then 
begin 
ShowMessage ('Left Button Down'); 
end; 
end;

procedure TForm1.Button1Click (Sender: TObject); 
var H:THandle; 
begin 
H:=AllocateHWnd (Self.TrayDefaultHandler); 
FillChar (S,SizeOf (S),#0); 
data.cbSize:=SizeOf (S); 
data.Wnd:=H; 
data.uCallbackMessage:=UWM_TRAYICON; 
data.uFlags:=NIF_ICON or NIF_TIP or NIF_MESSAGE; 
data.hIcon:=Application.Icon.Handle; 
StrPCopy (data.szTip,Application.Title); 
Shell_NotifyIcon (NIM_ADD,@data); 
end;

procedure TForm1.FormDestroy (Sender: TObject); 
begin 
Shell_NotifyIcon (NIM_DELETE,@data); 
end;

end.

Заключение

Эта небольшая заметка лишь слегка приоткрывает занавес над таким обширным полем для деятельности, как иконки в трейбаре. Вообще же в этой области создано немало чудных вещей - например, компоненты с возможностью анимации (как в Mail.ru агенте) и прочими наворотами.

Кроме того, на иконку, как правило, навешивается меню по правой кнопке - для краткости примера здесь не показано, как это сделать, но, надеюсь, это и так ясно. 

 

Форма входа
Пошук
Друзі сайту
Календар
«  Листопад 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Єдина Країна! Единая Страна!