Из школьного курса математики мы все знаем, что такое переменные. В программировании принципы довольно схожи. Переменная — это «ячейка» оперативной памяти компьютера, в которой может храниться какая-либо информация.
В программировании переменная, как и в математике, может иметь название, состоящее из одной латинской буквы, но также может состоять из нескольких символов, целого слова или нескольких слов.
Типы данных
В языке С++ все переменные имеют определенный тип данных. Например, переменная, имеющая целочисленный тип не может содержать ничего кроме целых чисел, а переменная с плавающей точкой — только дробные числа.
Тип данных присваивается переменной при ее объявлении или инициализации. Ниже приведены основные типы данных языка C++, которые нам понадобятся.
Основные типы данных в C++
- int — целочисленный тип данных.
- float — тип данных с плавающей запятой.
- double — тип данных с плавающей запятой двойной точности.
- char — символьный тип данных.
- bool — логический тип данных.
Объявление переменной
Объявление переменной в C++ происходит таким образом: сначала указывается тип данных для этой переменной а затем название этой переменной.
Пример объявления переменных
int a;
float b;
double c = 14.2;
char d = 's';
bool k = true;
-
Заметьте, что в C++ оператор присваивания (=) — не является знаком равенства и не может использоваться для сравнения значений. Оператор равенства записывается как «двойное равно» — == .
-
Присваивание используется для сохранения определенного значение в переменной. Например, запись вида a = 10 задает переменной a значение числа 10.
Простой калькулятор на C++
Сейчас мы напишем простую программу-калькулятор, которая будет принимать от пользователя два целых числа, а затем определять их сумму:
#include <iostream>
#include <locale.h>//для смены языка
using namespace std;
int main()
{
/*6*/setlocale(0, "");
int a, b;
cout << "Введите первое число: ";
cin >> a;
cout << "Введите второе число: ";
cin >> b;
int c = a + b;
cout << "Сумма чисел = " << c << endl;
return 0;
}
Разбор кода
В 6-й строке вызвана функция смены языка, которая содержится в библиотеке locale.h. В кавычках можно задать язык:Russian, Ukrainian, English. Вместо нуля в качестве аргумента можно передавать LC_ALL.
В 7-й строке кода программы мы объявляем переменные «a» и «b» целого типа int . В следующей строке кода выводится сообщение пользователю, чтобы он ввел с клавиатуры первое число.
В 9-й строке стоит еще незнакомый вам оператор — cin . Этот оператор просит пользователя ввести значение переменной «b» с клавиатуры. Аналогичным образом задается значение переменной «c» .
В 12-й строке мы производим инициализацию переменной «c» суммой переменных «a» и «b» . Далее находится уже знакомый вам оператор cout , который выводит на экран строку и значение переменной «c» .
- При выводе переменных, они не заключаются в кавычки, в отличие от строк.
Домашнее задание
Попробуйте провести несколько экспериментов с программой — сделайте аналогичный пример с умножением или вычитанием переменных. Не бойтесь издеваться над программным кодом, потому что ошибки — неотъемлемая часть обучения любому делу. И не забываем про точки с запятой. Также нужно помнить, что компилятор пишет сообщения об ошибках, если они присутствуют, поэтому рекомендуется взять словарь и перевести незнакомые слова, чтобы знать, что нужно исправить.
|