Переменные структуры
В языках, таких как Ада и Паскаль, имеется тип данных, называемых переменная запись, объекты которой содержат набор одних и тех же компонентов плюс компоненты, не являющиеся общими для всех остальных объектов. В языке Си также имеется тип данных, подобный переменной записи, называемой переменной структурой, которая может быть реализована с использованием комбинации структуры и объединения. В общем случае переменные структуры будут состоять из трех частей: набора общих компонентов, метки активного компонента и части с меняющимися компонентами. Общая форма переменной структуры имеет следующий вид:
struct {
общие компоненты;
метка активного компонента;
union {
описание компонента 1
описание компонента 2
...
описание компонента n
} идентификатор;
}
Ниже приведен пример определения переменной структуры health_record:
struct {
/* общая информация */
char name[25];
int age;
char sex;
/* метка активного компонента */
marital_status ms;
/* переменная часть */
union {
/* холост */
/* нет компонентов */
/* женат */
struct {
char marriage_date[8];
char spouse_name[25];
int no_children;
}
/* разведен */
char date_divorced[8];
} marital_info;
} health_record;
где тип marital_status, т.е. тип метки активного компонента ms, описан как
typedef enum {SINGLE, MARRIED, DIVORCED}
marital_status;
Ниже приведены несколько примеров ссылки на компоненты переменной структуры:
health_record.name
health_record.ms
health_record.marital_info.marriage_date
Указатели и структуры
Рассмотрим метку структуры student, описание которой было дано выше как
struct student {
char name[25];
int id, age;
char sex;
}
Указатель new_student определен как
struct student *new_student;
Предположим, что память выделена таким образом, чтобы new_student указывал на объект student. Тогда на компоненты этого объекта можно ссылаться следующим образом:
(*new_student).name
(*new_student).id
(*new_student).age
(*new_student).sex
Поскольку указатели часто используются для указания на структуры, в языке Си специально для ссылок на компоненты такихструктур введен оператор выбора стрелка вправо ->. Например, ссылки на вышеприведенные компоненты структуры можно записать с использованием оператора стрелки вправо -> как:
new_student->name
new_student->id
new_student->age
new_student->sex
Массив структур
Процесс описания массива структур совершенно аналогичен описанию любого другого типа массива:
struct book libry[MAXBKS];
Этот оператор объявляет libry массивом, состоящим из MAXBKS -элементов. Каждый элемент массива представляет собойструктуру типа book. Таким образом, libry[0] является book -структурой, libry[1] - второй book -структурой и т.д.
Определение элементов массива структур. При определении элементов массива структур мы применяем те же самые правила, которые используются для отдельных структур: сопровождаем имя структуры операцией получения элемента и имени элемента:
libry[0].value value - первый элемент массива
libry[4].title title - пятый элемент массива
Переименование типов
Формат
typedef старый_тип новый_тип
Примеры:
typedef long large;
/* определяется тип large, эквивалентный типу long */
typedef char *string;
/* тип string, эквивалентен типу char* */
Переименование типов используется для введения осмысленных или сокращенных имен типов, что повышает понятность программ, и для улучшения переносимости программ (имена одного типа данных могут различаться на разных ЭВМ).
Пример:
/* Реализован алгоритм, который позволяет определить
строки матриц, состоящие из одинаковых целых,
расположенных в различных столбцах. Используются
двумерные массивы и структуры. Сначала выполняется
сортировка строк по возрастанию. Отсортированные
строки сравниваются и выводятся на экран номера
одинаковых строк */
#include <stdlib.h>
#include <string.h>
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#define n 4 /*количество строк */
#define m 4 /*количество столбцов*/
typedef struct mas{int i,i1;} mas;
int m1[n][m]; /*исходный массив*/
struct mas{int i,i1;};
mas a[n*2];
/*массив типа mas, где будут лежать одинаковые
строки, a[1].i и a[1].i1 - одинаковые строки*/
void main()
{
clrscr();
int i,j;
randomize();
for(i=0;i<n;i++)
for(j=0;j<m;j++)
m1[i][j]=random(2);
/*случайным образом в массив заносим целые*/
for(i=0;i<n;i++) {
printf("\n %d) ",i);
for(int j=0;j<m;j++)
printf(" %d",m1[i][j]);
}
int min, p;
/* индекс минимального элемента после s-го элемента
i-ой строки сортировка строк массива по возрастанию */
for(i=0;i<n;i++) { /* i-сортировка i-ой строки */
for(int s=0;s<m-1;s++) {
min=m1[i][s+1];
for(int j=s;j<m;j++)
if(m1[i][j]<=min) {
min=m1[i][j];p=j;
}
/* запоминаем минимальный элемент в ряду после
s-го элемента */
if(m1[i][s]>=min) {
m1[i][p]=m1[i][s];m1[i][s]=min;
}
/* меняем местами s-й и p-й элемент,если
s-й > p-го(минимального) */
}
}
printf("\n");
for(i=0;i<n;i++) {
printf("\n %d) ",i);
for(int j=0;j<m;j++)
printf(" %d",m1[i][j]);
/* выводим отсортированный массив */
}
int s,k=0;
/*сколько элементов в i-й строке совпадают с элементами i1 строки*/
/*сколько строк совпали*/
int i1;
for(i=0;i<n-1;i++) /* верхняя строка i */
for(i1=i+1;i1<n;i1++) { /* нижняя строка i1 */
s=0;
for(int j=0;j<m;j++)
/* сравнение идет по j-му столбцу */
if(m1[i][j]==m1[i1][j]) s++;
/* если соответствующие элементы в i-й и i1-й строки совпадают то кол-во совпавших увеличивается на 1 */
if(s==m) {a[k].i=i;a[k].i1=i1;k++;}
/* если все элементы i-й и i1-й строки совпали, то они одинаковые */
}
printf("\n Совпадающие строки :");
for(i=0;i<k;i++)
printf("\n %d и %d",a[i].i,a[i].i1);
/* распечатываем a[i].i-ю и a[i].i1-ю совпадающую
строку */
getch();
}
|