Субота, 23.11.2024, 12:35
Гость

Мішатронік

Мобільна версія | Додати у вибране  | Мій профіль | Вихід | RSS |
Меню сайту
Наше опитування
Хто ви?

Всього відповідей: 10
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Подпрограммы - процедуры и функции в языке Delphi служат для выполнения специализированных операций. Delphi имеет множество стандартных подпрограмм, но всё равно приходится создавать собственные для выполнения часто повторяющихся операций с данными, которые могут меняться.

   Вообще, существует методика программирования "сверху вниз". Методика программирования"сверху вниз" разбивает задачу на несколько более простых, которые оформляются в виде подпрограмм. Те, в свою очередь, при необходимости также делятся до тех пор, пока стоящие перед программистом проблемы не достигнут приемлемого уровня сложности (то есть простоты!). Таким образом, эта методика программирования облегчает написание программ за счёт создания так называемого скелета, состоящего из описателей подпрограмм, которые в дальнейшем наполняются конкретными алгоритмами. Пустое описание подпрограммы иначе называется "заглушкой".

   И процедуры, и функции позволяют добиться одинаковых результатов. Но разница всё же есть.

   Процедура Delphi просто выполняет требуемые операции, но никаких результатов своих действий не возвращает. Результат - в тех изменениях, которые произошли в программе в процессе выполнения этой процедуры. В частности, процедура может поменять значения переменных, записать новые значения в ячейки компонентов, сделать запись в файл и т.д.

   Функция Delphi также позволяет выполнить всё перечисленное, но дополнительно возвращает результат в присвоенном ей самой значении. То есть вызов функции может присутствовать в выражениисправа от оператора присваивания. Таким образом, функция - более универсальный объект!

   Описание подпрограммы состоит из ключевого слова procedure или function, за которым следует имя подпрограммы со списком параметров, заключённых в скобки. В случае функции далее ставится двоеточие и указывается тип возвращаемого значения. Обычная точка с запятой далее - обязательна! Сам код подпрограммы заключается в "логические скобки" begin/end. Для функции необходимо в коде присвоить переменной с именем функции или специальной зарезервированной переменной Result (предпочтительно) возвращаемое функцией значение. Примеры:
 

procedureИмя_процедуры(параметры);
begin
 Код процедуры;
end;
   function Имя_функции(параметры): тип_результата;
   begin
    Код функции;
    Result:=результат;
   end;

   Описанная таким образом подпрограмма должна быть размещена в основной программе до первого её вызова. Иначе при компиляции получите извещение о том, что "неизвестный идентификатор..." Следить за этим не всегда удобно. Есть выход - разместить только заголовок подпрограммы там, где размещают описания всех данных программы .

   Параметры - это список идентификаторов, разделённых запятой, за которым через двоеточие указывается тип. Если списков идентификаторов разных типов несколько, то они разделяются точкой с запятой. Всё, как и в случае обычного описания данных. Это так называемые формальные параметры. При вызове подпрограммы они заменяются на фактические - следующие через запятую данные того же типа, что и формальные.
   Параметры в описании подпрограммы могут и отсутствовать, тогда она оперирует данными прямо из основной программы.

   Теперь нужно ввести понятие локальных данных. Это данные - переменные, константы, подпрограммы, которые используются и существуют только в момент вызова данной подпрограммы. Они так же должны быть описаны в этой подпрограмме. Место их описания - между заголовком и началом логического блока - ключевым словом begin. Имена локальных данных могут совпадать с именами глобальных. В этом случае используется локальная переменная, причём её изменение не скажется на глобальной с тем же именем.
   Совершенно аналогично локальным типам, переменным, константам могут быть введены и локальные процедуры и функции, которые могут быть описаны и использованы только внутри данной подпрограммы.

   Теперь пример. Напишем программу суммирования двух чисел. Она будет состоять из Формы, на которой будет кнопка (компонент Button), по нажатию на которую будет выполняться наша подпрограмма, и двух строк ввода (компоненты Edit), куда будем вводить операнды. Начнём с процедуры.
 
var
  Form1: TForm1;
  A, B, Summa: Integer;
  procedure Sum(A, B: Integer);

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
 A:=StrToInt(Edit1.Text);
 B:=StrToInt(Edit2.Text);
 Sum(A, B);
 Caption:=IntToStr(Summa);
end;

procedure Sum(A, B: Integer);
begin
 Summa:=A+B;
end;
Программа суммирования двух чисел
   Наша процедура находится после обработчика нажатия кнопки, где осуществляется её вызов. И программа работает именно потому, что заголовок процедуры вынесен в блок описания данных. Но всё же операция суммирования в данном случае производится как-то невнятно. 
   Теперь сделаем то же самое с помощью функции.

var
  Form1: TForm1;
  A, B, Summa: Integer;
  function Sum(A, B: Integer): Integer;

implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
 A:=StrToInt(Edit1.Text);
 B:=StrToInt(Edit2.Text);
 Summa:=Sum(A, B);        // На мой взгляд, сейчас более понятно, откуда что берётся
 Caption:=IntToStr(Summa);
end;

function Sum(A, B: Integer): Integer;
begin
 Result:=A+B;
end;

   Есть особенности в использовании в качестве параметров больших по объёму структур данных, например, массивов, состоящих из нескольких тысяч (и больше) элементов. При передаче в подпрограмму данных большого объёма могут быть большие расходы ресурсов и времени системы. Поэтому используется передача не самих значений элементов (передача "по значению", как в предыдущих примерах), а ссылки на имя переменной или константы (передача "по имени"). Достигается это вставкой перед теми параметрами, которые мы хотим передать по имени, ключевого слова var.

function Sum(A, B: Integer; var Arr: array[1..1000000] of Integer): Integer;

   Если взглянуть на описание нашей подпрограммы и описание обработчика нажатия кнопки (это тоже подпрограмма!), который был создан Delphi, то видим, что перед именем обработчика (Button1Click) стоитTForm1. Как мы знаем, в Delphi точкой разделяется объект и его атрибуты (свойства и методы). Таким образом, Delphi создаёт Button1Click как метод объекта Form1. Причём, буква T перед объектом говорит о том, что Button1Click не просто метод объекта, а метод класса объекта. Не будем этим пока заморачиваться, а просто будем поступать также. Описав свою процедуру или функцию как метод класса TForm1, мы получаем возможность использовать в ней объекты класса без указания его имени, что гораздо удобнее. То есть, если мы используем в нашей подпрограмме какие-либо компоненты, размещённые на Форме (например, Button1), то мы пишем

Button1.Width:=100;   //Ширина кнопки
   а не
Form1.Button1.Width:=100;

   Также появляется возможность использовать встроенные переменные, такие как параметр Sender. В каждом обработчике этот объект указывает на источник, то есть тот объект, который вызывает данную подпрограмму. Например, в нашей процедуре суммирования Sender = Button1. Проанализировав эту переменную, можно принять решение о тех или иных действиях.

   Описав подпрограмму как метод класса, её описание мы должны поместить туда же, куда их помещает Delphi - в  описание класса TForm1. Смотрите сами, где находится описание процедуры Button1Click. Для этого, поставив курсор внутрь подпрограммы Button1Click, нажмите CTRL+Shift и кнопку управления курсором "Вверх" или "Вниз" одновременно. Произойдёт переход к описанию подпрограммы (чтобы вернуться обратно, повторите это действие ещё раз). Ставьте описание своей подпрограммы рядом, с новой строки. Обратите внимание, что TForm1 уже не пишется.

   Рекурсия - важное и мощное свойство процедур и функций в Delphi. Рекурсия это возможность подпрограммы в процессе работы обращаться к самой себе. Без использования рекурсии приходилось бы применять циклы, а это усложняет чтение программы. Рекурсивный вызов подпрограммы сразу проясняет смысл происходящего. Естественно, приходится следить за тем, чтобы в подпрограмме обязательно было условие, при выполнении которого дальнейшая рекурсия прекращается, иначе подпрограмма зациклится.

 

Пример. Вычисление факториала
   Вычисление факториала - классическая в программировании задача на использование рекурсии.Факториал числа N - результат перемножения всех чисел от 1 до N (обозначается N!):

N! = 1*2* ... *(N-1)*N = N*(N-1)!

   Создавая программу вычисления факториала числа, мы можем применить и функции, и рекурсию.Можно скачать проект данной программы.

   Удобство применения рекурсии особенно наглядно при вычислении дискриминанта матрицы.Дискриминант матрицы можно подсчитать методом Гаусса - приведением матрицы к треугольному виду, что требует использования нескольких вложенных циклов. Алгоритм получается достаточно громоздкий. Используя вместо этого рекурсию, получается очень элегантный алгоритм: вычисление дискриминанта матрицы с использованием рекурсии.

 

Форма входа
Пошук
Друзі сайту
Календар
«  Листопад 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Єдина Країна! Единая Страна!